жребий
АТЛАНТИДЫ

Этюд в багровых тонах

Египет: общая вводная

    В египетском блоке на игре моделируется маленький храмовый комплекс со святилищами следующих божеств: Осириса, Исиды, Анубиса, а также Сета. Их храмы расположены в одном из районов города Иуну, сиречь Гелиополя.
    На дворе 1200 г. до Р. Х. В земле Та Кемет царствует фараон Сети Второй. Гелиополь - крупнейший религиозный центр Египта, местное жречество многочисленно и весьма влиятельно. Город имеет множество храмов. Здесь почитают прежде всего эннеаду, или верховную девятку богов - Шу (воздушного бога), Тефнут (богиню влаги), их детей: бога земли неба и богиню неба Нут и детей этих последних: Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду. Боги эннеады считались египтянами первыми фараонами их земли.
    Боги требуют служения себе, и служения рьяного. Вся жизнь жрецов подчинена строгому распорядку, который задаётся необходимой последовательностью ежедневных обрядов.
    Однако, в этой жизни есть место для служения не только богам, но также и своим собственным, самым меркантильным целям. Имеется в виду продвижение по храмовой иерархии.
    Египетские жрецы были вовсе не тем, что жрецы, например, древних евреев или христиан. Это были скорее чиновники при храме, а храм считался дворцом, домом, т.е. имуществом божества. Жрецы, подобно чиновникам, распоряжались этим имуществом, а также обслуживали божественные надобности - проводили ритуалы. Жречество вовсе не было замкнутой кастой, и попасть в младшие жрецы при известных обстоятельствах мог почти каждый. Впрочем, жреческая служба хорошо оплачивалась, и мало-помалу в жреческих семьях устанавливается традиция передавать свои должности детям по наследству.
    Каждое из божеств имело свой клир, во главе которого стоял верховный жрец, назначаемый фараоном. Численность, влиятельность и богатство клира зависели от "котировки" конкретного божества. Так, во времена Нового царства клир фиванского Амона-Ра представлял собой могущественнейшую и богатейшую корпорацию, клиры же других божеств, например мемфисского Пта и гелиопольского Ра, далеко уступали ему.
    Верховные жрецы некоторых богов имели особые титулы. Так, верховный жрец бога Пта в Мемфисе носил титул "великого начальника ремесленников", верховный жрец бога Ра в Гелиополе - титул "великий созерцанием (бога)". Могли быть и другие, более изощрённые варианты. Впрочем, обычно подобный титул звучал простенько, но со вкусом, как "верховный жрец такого-то божества в такой-то местности". Этому верховному жрецу подчинялось множество прочих жрецов, назначаемых либо фараоном, либо им самим.
    На основе древнеегипетских порядков для жрецов мастерами была выстроена следующая иерархическая лестница.
    Верхнюю ступень занимает, ессно, Верховный жрец, именуемый также, как и в Мемфисе, "великим начальником ремесленников". Такой титул пристал ему по простой причине. На начало игры Верховный - это жрец Анубиса, жрец не самого влиятельного в здешних местах культа. Величать его "верховным жрецом Анубиса в Иуну" прочим клирикам несолидно, ибо культ Анубиса - вовсе не центральный. Вместе с тем четыре храма объединены в одну хозяйственную систему, так что титул "начальника над ремесленниками" подходит как нельзя лучше. Этот человек держится у власти благодаря тому, что временно устраивает обе главные борющиеся за власть партии жрецов: Осириса и Исиды. Обе партии стремятся не допустить до высокой должности чужого ставленника, и оттого обе пока терпят третье лицо.
    В подчинении у Верховного жреца находятся трое старших жрецов, или "хемнечеров" - "рабов божьих". Каждый из них является главным, кто отвечает за культ своего божества здесь. В подчинении у каждого хемнечера несколько младших жрецов "уабу" - "чистых".
    Наконец, у храмов есть обычные работники, простолюдины, занятые по хозяйству - "хемуу". Командуют ими назначаемые старшими жрецами из их же среды старшины.
    Распорядок внутренней жизни храмов таков.
    Богослужения проводятся жрецами трижды в день. Они - не формальность, а та вещь, в которой реально нуждается божество. За халтурный обряд жрецам вполне может и нагореть по шапке. Дважды в день - утром и вечером - они проводятся раздельно: каждому из богов служат свои жрецы. Хемуу вполне могут и не присутствовать при этом. Вечер - время совместного богослужения. Для участия в нём стекаются простые египтяне, и сами боги ревностно наблюдают за этим обрядом. Среди них идёт давнее соперничество: чьи жрецы перещеголяют "конкурентов" пышностью и красотой своих ритуалов?
    Не стоит забывать об условности игрового времени в Египте: вечерние обряды отыгрывают не ежевечерние богослужения, как таковые, а большие религиозные праздники. Подробнее см. в документе "О богослужениях".
    Продвижение "по карьерной лестнице" внутри храма осуществляется следующим образом. Верховный жрец выбирается четвёркой хемнечеров из своего числа. Для выбора того или иного кандидата достаточно, чтобы за него проголосовали двое других. Голосовать самому за себя нельзя. Сами хемнечеры "назначаются" на своё место божеством, из числа жрецов "уабу". Это может произойти, если:

  1. Старый хемнечер погиб.
  2. Старый хемнечер совершил проступок, за который должен быть разжалован в младшие жрецы.
  3. Кто-то из "чистых" своим усердием, организаторским талантом, красивым обрядом и т.п. произвёл на бога такое впечатление, что тот решил заменить хемнечера.
   Уабу выбираются хемнечерами из числа старшин. Это происходит тогда, когда хемнечер сочтёт того или иного из старшин достойным подобной чести. Наконец, старшины опять же назначаются "слугами бога" из числа хемуу. Ими становятся наиболее, с точки зрения хемнечера, способные.
    Отправлять ритуалы внутри храма могут только непосредственно жрецы - хеменчеры и уабу. Притом право непосредственного обращения к богу имеют только "слуги бога". Уабу, чисто теоретически, тоже могут воззвать к божеству так, чтобы быть услышанными, но шансов к тому, что божество благосклонно отнесётся к просьбе, поданной "не по регламенту", немного. Подробнее - в статье "О богослужениях и общении с богами".
    Наконец, коснёмся внешнего вида жрецов. Их униформа - простого покроя одеяние из белого льна, ни в коем случае не из шерстяных тканей. Иногда облачались в шкуру пантеры. На ногах - белые сандалии, отличавшие их от прочих египтян, в большинстве ходивших босиком. Для жреца была строго обязательна чистота одежды и тела, поэтому они были обязаны брить волосы на теле и на голове. Бритая голова - один из основных признаков жреческого достоинства. Ладно-ладно, это не обязательно… :)

    Игроки, попавшие в египетский блок после начала игры через мертвятник, скорее всего, начинают новую игру с роли хемуу. Только от них будет зависеть, насколько быстро они поднимутся на высшие ступени иерархии и сумеют ли при желании попасть обратно в Атлантиду. Подробнее - в "Правилах игровой смерти".

~ правила ~

Hosted by uCoz