жребий
АТЛАНТИДЫ

Этюд в багровых тонах

О богослужениях и общении с богами

    Как известно, раньше, до всемирного потопа, боги общались со смертными так же запросто, как мы - друг с другом. И только когда людские грехи переполнили чашу божьего терпения, отвернулись. Поэтому примерно каждый десятый на игре окажется богом, а каждый четвёртый - жрецом. Как же у них принято было общаться?

    Вообще говоря

    Поскольку в основу сюжета положена та идея, что затонувшая Атлантида сильно повлияла на египетскую культуру, богослужения в Атлантиде и в Египте будут сходными - и в идеологическом плане, и по форме. Взяв за основу древнеегипетский материал, мы решили схематично очертить некоторые ключевые моменты, от которых игрокам предлагается отталкиваться в изобретении и отыгрыше религиозных обрядов на игре. Итак.
    Прежде всего напомним, что без обрядов древний египтянин (равно как и атлант) не представлял себе праведную жизнь. Современный человек способен разделять внутреннюю работу над собой и следование внешним ритуалам, для древних это было немыслимо. (Синкретизм! Помните?..) Древними этика неразрывно связывалась с соблюдением ритуалов. Что есть добро? Порядок. Что есть зло? Это хаос. А что такое религиозный обряд? Магическое действие, направленное на поддержание миропорядка. Отсюда тот, кто следует ритуалам - добр, а кто нарушает их - служит злу. Нельзя говорить, что для древнего человека благочестие заключалось не во внутреннем духовном развитии, а в соблюдении внешнего культа, просто одно было неотделимо от другого.

    Об устройстве храмов и завтраке для Посейдона

    Целый ряд ритуалов был на направлен на удовлетворение материальных потребностей божества, которые, считалось, такие же, как и у человека. Начнём с того, что храм считался домом божества, и планировка его походила на жилой дом, только очень большой, а во внутренние, "хозяйские" помещения был ход только верховным жрецам.
    Именно так мы предлагаем вам планировать храмы на игре. Отдельно огороженное (возможно - отмеченное верёвкой) пространство - это внутренний двор храма. Сюда могут являться молящиеся. Отдельно - палатки жрецов, которые живут при храме. Хорошо, если они будут не видны "со двора". Тут же кострище и поленица. Ну и совсем уж отдельно - внутреннее святилище. Оно точно должно быть огорожено тканевыми стенами, верёвка тут не пойдёт. В этом пространстве, во-первых, стоит алтарь, а во-вторых, находится палатка "божества". Думаем, понятно, что палатка должна стоять так, чтобы не быть видной от алтаря. Эта такая святая святых, что на неё может падать только взгляд бога. По большим праздникам божество является из святилища простому народу, и обряды, которые проводились жрецами скрытно, совершаются на людях, в них участвуют все. В это время алтарь также может быть вынесен во внешний двор, если там нет своего.
    Утро для среднестатистических египетских жрецов начиналось с того, что они совершали утренний туалет своего божества и кормили его завтраком. Со славословиями и соблюдая бесчисленное множество ритуальных тонкостей, жрецы приближались к наосу (святилищу, где хранилось изображение божества, в котором, как считалось, живёт дух бога), отворяли его дверцы, меняли божеству одеяние, умащали, простирались перед ним и всё такое прочее, символически кормили и поили принесёнными дарами. После этого дверцы наоса запечатывались, жрецы уносили жертвенные дары и сами съедали их. (Вы думаете, от какого слова происходит слово "жрец"? Жрать… Как и слово "жертва".)
    Разумеется, будет излишним облачать наших "божеств" во что бы там ни было, и чем бы то ни было умащать - равно как опрометчивым было бы накормить их чисто символически, как египтяне. Но совершить должный ритуал восхваления и приветствия, а также оставить на алтаре миску с кашей и чашку с чаем - необходимо. (Кстати, господа боги и жрецы! Озаботьтесь антуражной посудой!)
    Однако, если бог совсем уж не разгневан на своих жрецов, с его стороны будет правильным снизойти к трапезе со своими преданными служителями, а то и совершить им благодеяние, даровав священный огонь (то есть разложив костёр) или манну небесную (сварив ту самую кашу). Главное, чтобы это сопровождалось соответствующими славословиями и знаками преклонения со стороны жрецов. Это особенно касается атлантических богов (праздник, всё таки!)
    Пребывание в храме будет актуальным прежде всего для Посейдона, Афродиты и Исиды. Арид, Сет, Осирис и Анубис у нас - персонажи, которым скорее место в царстве мёртвых. Впрочем, эти божества будут постоянно поддерживать связь со своими жрецами через сверхъестественных гонцов, а в определённые сроки, либо при известных жрецам условиях - самолично нисходить в святилище.
    Ритуалы, подобные вышеописанным, повторялись египтянами в полдень и вечером.

    О жрецах-бюрократах

    Храмы - это в том числе и "канцелярии" божеств. Не-жрец, желающий общаться с богом, либо приходит в храм и действует согласно инструкциям, которые получит от жрецов, либо на свой страх и риск. Привлечь внимание божества можно двумя способами:

  1. Принеся жертву.
  2. Взывая к нему в молитве.
    Начнём с жертвоприношений. Как уже говорилось, они могли быть двух типов: жертва-дар и "космогоническая" жертва. Принести божеству жертву-дар может любой смертный, однако делается это только через жрецов. Жертвы могут быть следующих типов:
  1. "Пожизнёвые" ценности: палка хвороста, банка сгухи.
  2. Игровые ценности: различного рода фенечки и шняжки.
  3. Подвиг, который Вы посвятите божеству, или на худой конец, просто какая-нибудь победа в его честь.
  4. Посвящение божеству собственной жизни. Связавший себя таким обетом через какое-то время после заключения договора приходит жить в храм и становится на низшую ступень храмовой иерархии.
  5. Посвящение божеству жизни своего ребёнка. То же, но в отношении детей.
  6. Жертва кого-либо из членов семьи.
    Желающий принести жертву является в храм и выясняет, как именно сие можно сделать. Жрец, выслушав его, решает, подходит ли жертва, достойна ли она, чтобы жертвователь был услышан непосредственно божеством, или же жрец сам имеет право её принять, и данной ему божеством силой исполнить просьбу жертвователя. Те, кто был "назначен на приём", в назначенный срок являются в храм и по очереди предстают перед божеством, явившимся по такому поводу своим почитателям. Бог решает, угодна ли ему та или иная жертва, и согласен ли он оказать просителю помощь, которой тот желает.
    В случае, если смертного обуревает желание совершить подвиг во славу божества, он, пришедши в храм, интересуется у жрецов, что бы ему такое сделать. По свершении подвига он, если останется жив, также сызнова предстаёт перед жрецом, либо божеством, и излагает свою просьбу.
    Божество может пророчествовать. Один из вариантов того, что можно просить у бога - это предсказать будущее. Вопрошание может осуществляться опять же либо жрецом, либо - если желающий заглянуть в будущее будет признан достойным - им самим. Жрец в зависимости от величины жертвы может гарантировать получение только ответа "да" или "нет", либо же несколько более развёрнутого.
    Жертва члена семьи - это человеческая жертва. Душа закланного на год входит в свиту божества и становится перед ним ходатаем за своих. Имея родственника в свите того или иного божества, гораздо легче донести до ушей бога свои молитвы. Приносить такие жертвы - вовсе не зазорно. Наоборот, это знак того, что семья крепко стоит на ногах. Подобное жертвоприношение возможно только в том случае, если в божественной свите есть "вакантные места", и, кстати, за его проведение нужно ещё приплачивать жрецам.
    "Самопальная" жертва без посредства жрецов есть ни что иное, как нарушение космического порядка. Считается, что она дошла до адресата, если Вам "по жизни" удалось привлечь ритуалом внимание какого-нибудь Посейдона. Но не ждите, что она обязательно окажется ему угодной…

    Молитва может твориться где угодно, но сами понимаете, если Вы будете молиться в храме, шансов на то, что, что бог услышит её, гораздо больше. Ну а даст ли он молящемуся то, о чём тот просит - это уж в зависимости от того, насколько Ваша истовая молитва достанет божество…
    Помимо храмов, можно рассчитывать встретить божество в святых местах. Посейдон является на восходе и на закате близ водоёмов, Афродиту можно встретить в ночной роще, Арид, бывает, выползает из подземного мира посмотреть, что творится наверху. В том случае, если на божестве нет маски, оно видимо смертному.

    Из чего ещё можно исходить?

    В дни больших религиозных праздников в Древнем Египте проводились ритуалы двух типов: процессии и мистерии.
    Процессии представляли собой общий ход участников празднества за жрецами, которые торжественно тащили какой-нибудь священный предмет. Все в толпе радовались и веселились, примерно как мы в детстве на первомайской демонстрации. Сей ход мог символизировать совершенно разные вещи. Например, плаванье Осириса в саркофаге по Нилу (несли саркофаг). Или путешествие Ра по небу в небесной ладье.
    Принцип один -воссоздаётся сакральная ситуация, некогда обеспечившая существующий миропорядок. Тем самым этот порядок поддерживается в настоящем. Древнейшее значение подобных обрядов в архаических культурах - очерчивание земли, вышедшей из волн хаоса, то есть миротворение. У многих народов они сохранились в форме объезжания правителем границ своих земель.
    Грамотно оформленная процессия - скажем, ночное шествие с факелами под звуки музыкальных инструментов, со славословиями в честь богов и т. п. - может стать настоящим украшением игры.
    Мистериями назывались театральные представления сцен из жизни богов. Скажем, широко известна мистерия, в ходе которой жрецы разыгрывали миф об Исиде и Осирисе: жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски оплакивание и погребение бога, жрецы - "великий бой" между Гором и Сетом. Драма завершалась водружением посвящённого Осирису столба "джед", символизировавшего возрождение бога и всей природы.
    Битвы богов могли символизироваться не только схваткой жрецов. Так, в ходе одной из мистерий простые египтяне, собравшиеся на праздник, также делились на две партии и охаживали друг друга дубинками. Вот как об этом пишет Геродот: "Всякий раз, когда солнце склоняется к западу, лишь немногие жрецы хлопочут около статуи бога, большинство же с деревянными дубинками становятся при входе в святилище. Против них стоят толпой больше тысячи богомольцев, выполняющих обет (также с деревянными дубинками). Статую же бога в деревянном позолоченном ковчеге в виде храма переносят ночью в канун праздника в новый священный покой. Несколько жрецов, оставшихся у статуи бога, влекут на четырехколесной повозке ковчег со статуей бога. Другие же жрецы, стоящие перед вратами в преддверии храма, не пропускают их. Тогда богомольцы, связавшие себя обетом, заступаются за бога и бьют жрецов, которые [в свою очередь] дают им отпор. Начинается жестокая драка на дубинках, в которой они разбивают друг другу головы, и многие даже, как я думаю, умирают от ран. Египтяне, правда, утверждают, что смертных случаев при этом не бывает". Разумеется, такое побоище нам вовсе ни к чему, но символическая битва желающих, вооружённых, скажем, специальными прутьями - почему нет?
    Мистерии допустимы и в Атлантиде. Правда, для того, чтобы ставить представления по мифам, эти мифы должны для начала быть в наличии… Что мастера и обязуются вскорости обеспечить.

    …ещё о некоторых обрядах и их элементах

    Два рода обрядов являются "специализированными", и исполнять их могут жрецы только определённых божеств. Жрицы Афродиты вершат свадебные ритуалы, жрецы Арида - похоронные. Кстати, в то время, как в жрецах у всех остальных божеств могут быть и женщины, и мужчины, Афродите служат только женщины.
    Особый ритуал представляет собой исцеление. Осуществлять его смогут жрецы и жрицы Посейдона и Афродиты, если им будет хватать силы, дарованной богом. Кроме того, при встрече с божеством, можно, конечно, рискнуть и привлечь его внимание ради такой мелочи, как Ваше здоровье. Ни Арид, ни его жрецы не обладают даром исцеления.
    Посвящение в сан жреца - также особый ритуал. Посвящение в младшие жрецы осуществляется обязательно с участием старшего, посвящение в сан старшего - это инициация божеством. Она требует ни больше, ни меньше, как спуска вместе с божеством в подземный мир.
    Точно так же, как потребности божества мыслились прежде всего материальными, а не метафизическими, "чистота" жрецов в древности понималась прежде всего как физическая, а не духовная чистота. В связи с этим существовали многочисленные обряды очищения, омовения, опахания веером и т. п.
    Наконец, религиозным ритуалом может быть пир, совместная трапеза, совершаемая смертными и божеством. Прежде всего, конечно, речь о пирах с участием всего народа. Новогоднее празднество - самое время для подобных мероприятий. Здравицы, звучащие на подобном пиру, имеют силу сбываться. Порядок их произнесения, равно как и порядок рассаживания гостей, соотносится с всем космическим порядком, устроенным богами.
    Кстати будут при проведении любых ритуалов танцы, пение, воскурения ароматов, возжигание свечей, а наипаче - факелов.

    Все изложенные выше мастерские соображения - это лишь предлагаемые отправные точки для Вашего, уважаемые игроки, творчества. Конкретное содержание обрядов, выбор их распорядка и т. д. - всё это остаётся на Ваше усмотрение.
    …И атланты, и египтяне знают: их боги близко, и гнев их, либо, наоборот, благорасположение напрямую связаны с тем, насколько ревностно служат им смертные. Ритуалы - то, что поддерживает миропорядок, небрежение ими приближает конец света и на руку силам хаоса…

~ правила ~
на главную

Hosted by uCoz