Этюд в багровых тонах
Предупреждение. Чтение этого текста может повлечь за собой скорое умственное утомление, а также значительный культурный шок. МГ "Конкиста" не несёт ответственности за вышеперечисленные последствия
;)
Жанр игры был заявлен нами, как мифологическая реконструкция. Это значит, во-первых, что в игру нами будет включено множество различных мифологических архетипов, а во-вторых - что мы предлагаем вам самим, уважаемые игроки, на четыре дня игры отринуть логику мировосприятия нашего современника, и примерить на себя совершенно иную - логику первобытного человека и созданных его воображением героев мифов.
На чём же она основывается?
Что такое миф? Это попытка осмысления мира, предпринятая в отсутствие всяких научных данных. А чём будет определяться объяснение мира, не основанное на научных фактах? Правильно, особенностями самой психики человека, самого мышления, при помощи которого производится это осмысление. Именно этим объясняется сходство мифологических сюжетов, принадлежащих самым разным временам и народам - законы функционирования психики одинаковы и у эскимосов, и у папуасов.
Итак, ниже речь пойдёт о мотивах, общих для мифов всех народов мира. Все эти мотивы найдут отражение и в нашей игре.
Главная черта мифологического мировоззрения - это синкретизм. Слово это, как бы не соврать, греческого происхождения и означает оно "цельность, единство".
Первобытный человек воспринимает мир целостно. Для нас нормально, что на любое явление можно взглянуть с разных сторон. Для первобытного человека же любое явление занимает чётко определённое место в общей картине мира. Притом для архаического сознания сущностно важными являются только те черты этого явления, которые важны в связи с его функциями в мифологической картине мира. Остальные черты не принимаются во внимание, даже если они в действительности важны. Отсюда мифологическая логика кардинально отличается от логики современного человека.
Например, мир мёртвых во многих мифологиях часто расположен внизу и на севере. Это не значит, что если идти на север, ты будешь спускаться туда по наклонной плоскости. Такого вы не найдёте ни в одном мифе. Просто "низ" и "север" наделяются одинаковыми семантическим характеристиками, и именно эта черта - "принадлежность" к нижнему миру - главное, что определяет для мифологического сознания их топологическую соотнесённость.
Целостность мифологического восприятия проявляется ещё в одной его предпосылке: сходство есть тождество, часть тождественна целому, а копия - оригиналу. Эта предпосылка лежит в основе всех магических техник. Именно этой логикой руководствуется колдун, втыкая иголки в восковую куклу с запечатанным внутри локоном волос противника.
Она определяет и содержание первобытных ритуалов.
Итак, мир воспринимается первобытным человеком в своей целостности и упорядоченности, когда каждая вещь находится на своём месте. Порядок - это начало, противоположное хаосу. Космос рождается из хаоса путём упорядочивания последнего.
Хаос, таким образом, двузначен: с одной стороны он - тёмное начало, с другой - рождает порядок.
Именно наличие космического порядка обеспечивает нормальную жизнь людей. Такое восприятие мира естественно для первобытного собирателя, охотника, земледельца или скотовода, который из года в год для того, чтобы выжить, вынужден повторять операции одного и того же хозяйственного цикла.
И мифы всегда объясняют, как всё появилось (как появилась земля, звёзды на небе, человек, социальные порядки, как люди узнали огонь и т. д.), то есть, собственно, описывают этот важный для первобытного человека порядок. Знание о нём представляет собой сакральное, тайное, магическое знание, которым владеют различные знахари, шаманы, жрецы и т. п. Любой обряд, любое магическое действие являются магическими постольку, поскольку основываются на этом знании сущности мироздания. Соответственно, любой, даже самый незначительный, бытовой обряд содержит в себе, может быть, неявно, представления обо всей космологии. Так, в банальных заговорах от зубной боли часто содержатся поминания о том, что посреди моря стоит остров, а на остове лежит алатырь-камень… и т. д., то есть описание структуры мира. Именно наличие этой информации делает заговор - заговором, а заклинание - заклинанием.
Отсюда же растут ноги у мифологемы "истинного имени". Знать истинное имя предмета, человека или сверхъестественного существа - значит, знать его место в общем миропорядке.
Нетрудно заметить сходство этих представлений с тем, что в современной науке называется "теорией единого информационного поля". Впрочем, как раз для современного мышления сходство - не есть тождество ;)
Обряды, посвящённые Хаосу, зачастую представляют собой "нормальные" ритуалы, вывернутые наизнанку. Например, в одном из заговоров: "…пойду не в дверь, а в окошко, выйду не через ворота, а через подворотню, не путём-дорогою, а тараканьими тропами…"
При этом особое значение приобретает собственно календарный новый год, новогодний праздник. Сходство есть тождество: согласно этой логике, смена времён года (возрождение, расцвет и умирание природы) в миниатюре отражает существование всей вселенной. Новогодний же праздник - это праздник сотворения мира (космогонический праздник). Поэтому новогодний праздник в первобытных культурах включает в себя особые, специальные ритуалы. Они символизируют собой процесс происхождения мира из изначального хаоса и тем должны помочь новому году начаться. Важнейший из них - это ритуал человеческого жертвоприношения.
Начнём с того, что жертвоприношения вообще бывают двух типов.
Первый тип - это жертва-дар. Верующий жертвует божеству что бы то ни было, получая взамен благословение, исцеление, дождь на посевы… нужное подчеркнуть. Это своеобразная сделка. Такое понимание жертвоприношения широко распространено, но это не единственный его тип.
Второй тип - это календарные космогонические жертвоприношения, о которых, собственно, и пойдёт речь. Они могут быть животными (например, индоевропейские племена в таких случаях часто приносили коня), но вообще-то, изначально это именно человеческое жертвоприношение. Представляет оно, как правило, расчленение тела жертвы на части, что символизирует рождение мира из тела первобытного чудовища или гиганта хаоса. Представления о подобном происхождении космоса были широко распространены у самых разных народов. (Имир у скандинавов, Пуруша у индийцев, Пань-гу у китайцев, Тиамат у шумеров и т. д. Соответствующие представления, бытующие некогда у древних славян, отразились в "Голубиной книге".) Могут быть и иные варианты. Например, у месоамериканских индейцев жрец пронзал сердце жертвы обсидиановым ножом, "питая" её кровью Солнце. Считалось, что без такой вот подкормки солнце не взойдёт, то есть, собственно, и настанет конец света. Суть ритуала та же самая.
Помимо подобного жертвоприношения, новогодний праздник включал в себя карнавал (переодевание, приход ряженых). Суть этого, помимо коллективной эмоциональной разгрузки, состояла в том, что таким образом моделировался предначальный, бытующий до сотворения мира хаос. Ведь хаос - это отрицание порядка, в нём всё наоборот. Так же и на карнавале цари переодеваются рабами, рабы - царями, жрецы - разбойниками и т. д. С этим, кстати, связан обычай "калифа на час". В иных культурах на таком празднике выбирался "король шутов" - раб, который на время карнавала делался настоящим королём. Он, надо полагать, оттягивался на полную катушку, потому что по окончании карнавала его приносили в жертву. Во-первых, нужно было возвратить престол настоящему владыке, а во-вторых, этот несчастный становился той самой космогонической жертвой, о которой говорилось выше. Впрочем, участь жертвы считалась почётной.
Богиня-мать (она же Мать-Земля, Великая мать, Матерь богов) - неизменный персонаж любой мифологии, ибо это один из главнейших архетипов. Предполагается, что поклонение ей началось ещё в палеолите (то бишь когда человек и человеком ещё не до конца стал), и именно эту богиню изображают знаменитые статуэтки "палеолитических венер" - пузатые каменные фигурки, которые мы все видели на страницах энциклопедий и учебников по истории. Богиня-мать - родительница всего сущего (это видно по эпитету "Матерь богов").
Вместе с тем, и именно поэтому, она связана с первобытным хаосом, из которого и рождается космос. Культ богини-матери неизменно двойственен, он имеет как светлые, так и тёмные стороны, ибо она связана не только с рождением, жизнью, но и с хаосом, смертью. Эти тёмные стороны воплощены прежде всего в оргиастических женских культах. Что такое женская оргия, всем понятно? Хорошо… Не знаю, о чём Вы подумали, но в древности такие мероприятия обычно означали чисто женский, без мужчин, праздник с обильными ритуальными возлияниями, песнями и танцами в честь богини у ночных костров. В рамках праздников такие ритуалы прежде всего опять же, подобно карнавалу, символизировали хаос, существующий до начала творения, и оканчивались жертвоприношением. Если некий субъект мужского пола поддавался порочному любопытству и пытался подсмотреть за ритуалом, в жертву приносили его. Самый известный миф, сохранивший описание подобного рода ситуации - миф об Орфее, растерзанном вакханками.
Впрочем, на новогоднем празднике у древних непременно находилось место и тому, чтобы мужчина и женщина могли уединиться… Вспомните, например, кельтский Белтэйн. Эта традиция берёт начало в мифе о священном браке богини-матери и небесного мужского божества, браке, который становится причиной весенного возрождения природы. Кстати, знаете, почему нечистая сила боится мата? Потому что русский мат - то, во что выродились древнейшие заклинания, связанные со священным браком, рождением и плодородием (то есть "анти-хаотические" заклинания). Вспомните-ка буквальное содержание матюгов!.. Во-во…
С течением времени миф о священном браке часто трансформировался в так называемые драконоборческие мифы, в которых небесный бог побеждал какое-нибудь хтоническое (подземное, из нижнего мира) чудовище. Притом в этом чудовище безошибочно угадываются многие черты богини-матери, а в оружии небесного мстителя, пардон, фаллический символ. (Например, это ваджра бога Индры в индийской мифологии. Что касается наделения дракона чертами богини-матери, то тут можно вспомнить, в том числе, и славянского Велеса. В традиции он известен, как "скотий бог", но мало кто знает, что его "скот" изначально понимался как души умерших. Земля-мать также принимает в своё чрево умерших для их последующего нового рождения.) Некоторые исследователи связывают замену одного типа мифов другими с крушением матриархата. Вот такие мы, мужики, бессовестные… Верховную богиню в чудовище превратили, лишь бы устроиться поудобнее…
Дракон, побеждённый доблестным небесным противником, непременно разрубается на куски. Ничего не напоминает? Абсолютно верно, след старого мотива о происхождении мира из тела гиганта хаоса. В шумерской мифологии Мардук так и творит мир - из частей тела побеждённого им чудища Тиамат.
Кстати, то, что в мифах про героев и драконов обычно фигурирует молоденькая девушка, которую опять-таки по календарю этому самому дракону приносят в жертву - тоже вовсе не случайно.
Если всё вышесказанное Вам внове, попытайтесь теперь взглянуть на игровой сюжет в этом свете.
…ну что, теперь-то Вы поняли, почему игра названа нами этюдом в багровых тонах?!. Да?
…и позвольте выразить Вам свою искреннюю симпатию, дорогой игрок, дочитавший эту бодягу до конца! А если Вы ещё и всё там поняли (я сам не всё понимаю) и Вам было интересно, знайте - именно для Вас и таких, как Вы, мы делаем настоящую игру! Добро пожаловать!
(с) Странник